Что понимают под поисковой системой?
Сеть Интернет – это максимально короткий путь поиска нужной информации для потребителя и способ продвижения продукции или бренда для бизнеса. На сегодняшний день все, что понимают под поисковой системой и ее возможностями, напрямую связано с эффективным взаимодействием с целевой аудиторией и, как следствие, с прибыльностью. Иными словами, с развитием Интернета можно утверждать, что если компания не представлена в сети, то ее просто не существует.
Однако не все так просто. Зачастую хорошо оформленные сайты, в создание которых компания не поскупилась вложить деньги, прибыли все же не приносят. Дело в том, что наличия одного только сайта недостаточно, необходимо создать условия, при которых ресурс будет «виден» поисковым системам и, соответственно, потребителю, вводящему необходимый запрос в поисковике. Создание таких условий называется оптимизацией сайта под поисковые системы.
Что такое информационно-поисковые системы?
Для успешной оптимизации ресурса важно не только знать, какие поисковики существуют, но и понимать принцип их работы.
Для начала немного статистики. Большинство (порядка 80%) посетителей приходят на ресурсы Интернета через поисковые системы, при этом каждый 9 из 10 таких посетителей является представителем целевой аудитории, т.к. благодаря введенному поисковому запросу аудитория получает ссылку на необходимый сайт.
Если говорить о русскоязычном сегменте Интернета, то здесь несомненными лидерами являются:
- Yandex – 46 %;
- Rambler – 25,7 %;
- Google – 16,5%;
- Search.Mail.ru – 4.6%;
- Aport – 3.5% переходов на предложенные поисковиком ресурсы.
Соответственно, именно за рейтинги в этих системах и стоит бороться, оптимизируя свой сайт.
Все без исключения поисковые системы работают при помощи программ-роботов (спайдеров, от английского слова spider – паук). Эти программы совершают автоматическое исследование интернет-ресурсов, обнаруживают новый или измененный контент, находящийся на интернет-страницах, а затем вносят его в базу данных, т.е. индексируют. Впоследствии, при получении запроса, поисковик выдает пользователю полный список проиндексированных страниц, ревалентных этому запросу. При этом спайдеры способны находить и индексировать страницы, в том числе благодаря ссылкам на них на сторонних ресурсах, а также ссылкам на сторонние ресурсы, находящимся на оптимизируемой странице.
Еще одним видом сетевой оптимизации является регистрация ресурса в различных каталогах, в т.ч. каталогах поисковиков. Здесь изначально ресурс проверяется модераторами вручную, после чего он заносится в каталог в определенную тематическую группу. Впоследствии зарегистрированный в каталоге сайт автоматически выдается поисковиком в случае получения системой соответствующего запроса.
Как оптимизировать сайт?
Процесс оптимизации сайта под поисковые системы представляет довольно обширный комплекс мер и предполагает системный подход к этому вопросу. Очевидно, что только ресурсы, находящиеся в верхних строках списков страниц, выданных поисковиком по запросу пользователя, являются эффективными. Если же сайт находится, хоть и не в хвосте, но, скажем, на второй странице списка, то шансы быть увиденным конкретным пользователем стремятся к нулю.
Многое тут зависит от рейтинга, присвоенного ресурсу поисковиком. Рейтинги поисковых систем устанавливаются при помощи сложной аналитики, учитывающей многие аспекты. Тем не менее, на место в рейтинге можно влиять, оптимизируя сайт под все, что понимают под поисковой системой.
Первоочередными процедурами по оптимизации сетевого ресурса являются:
- анализ и подбор ключевых слов или фраз, соответствующих тематике сайта и позволяющих занять определенную нишу в поисковых запросах пользователей;
- оптимизация страниц ресурса под подобранные ключевые запросы, т.е. внесение соответствующих фраз в контент на этих страницах;
- грамотная организация мета-тегов, позволяющих представить поисковику точную информацию о веб-странице;
- структурирование сайта и отдельных его страниц.
Стоит отметить, что каждая из указанных процедур требует грамотного подхода и отдельного изучения.
Кроме того, на рейтинг сайта влияет происхождение и история его доменного имени, а также скорость интернет-связи. Этими вопросами тоже не следует пренебрегать.
После того как сайт оптимизирован, т.е. проведены все работы, направленные на улучшение его «восприятия» поисковыми системами, следует зарегистрировать ресурс в каталогах поисковых систем и других разнообразных интернет-каталогах. Производится это вручную, путем внесения данных о ресурсе на сайте соответствующего каталога. Такая регистрация может быть как платной, так и бесплатной.
В дальнейшем, обновляя контент на сайте, не стоит забывать о необходимости ведения постоянной работы по оптимизации ресурса под поисковые запросы, ведь в Интернете конкурент находится на расстоянии одного клика мышью.
Во сколько может обойтись оптимизация?
Сетевая оптимизация – это один из самых низкобюджетных видов продвижения. Многие возможности оптимизации сетевого ресурса зависят только от грамотного подхода (например, проведение аналитической работы по подбору ключевых слов, структурирование контента и т.п.). Кроме того, часть возможностей по организации индексирования сайта доступна бесплатно (например, регистрация в некоторых каталогах).
Все же стоит сказать, что комплексная оптимизация интернет-ресурса по стоимости иногда может быть сопоставима со стоимостью любой рекламной кампании. Однако эффективность продвижения в Интернете гораздо выше любого другого продвижения.
В любом случае, оптимизацией собственного интернет-представительства под поисковые системы следует заниматься, не дожидаясь, пока конкуренты займут топовые позиции в списках выдачи поисковиков. Тем более, ею следует озаботиться, если конкуренты уже там: в Интернете все меняется ежеминутно, поэтому шансы потеснить конкурентов всегда велики.