Запрет на торговлю пивом и сигаретами в ларьках оставит без работы 220 тысяч человек

25-12-2013

Крупные торговые сети смогут увеличить свою выручку на 2,8 трлн руб. до 2014 года за счет перераспределения денежных потоков в связи с запретом продажи пива и сигарет в мелкой рознице

К такому выводу пришли эксперты компании INFOLine, проанализировав последствия ужесточения правил игры для владельцев уличных павильонов и киосков. Почти 60 тыс. торговых объектов придется закрыть, работу потеряет около 220 тыс. человек. Представители больших сетей не ждут настолько масштабного роста выручки, но соглашаются, что закрытие ларьков облегчит им поиск и вербование рабочей силы.

Запрет на торговлю пивом в нестационарных торговых объектах с 1 января 2013 года и предусмотренные в правительственном законопроекте «О защите здоровья населения РФ от последствий употребления табака» ограничения реализации сигарет (их можно будет приобрести в магазинах площадью более 50 кв. м) вызвали панику в среде русских малых бизнесменов. Киоскеры кинулись собирать подписи под воззваниями к первым лицам страны, утверждая, что подобные меры приведут к уничтожению малого бизнеса в стране. Под последней петицией в адресок президента Владимира Путина подписались 165 тыс. хозяев и работников малых торговых компаний.

В собственном официальном отзыве на антитабачный законопроект в июне этого года Минэкономразвития отмечало, что из-за ужесточения правил торговли только сигаретами может закрыться 175 тыс. торговых точек. По оценке профессионалов «ОПОРА России», работы рискует лишиться до 500 тыс. человек. При всем этом представители малого бизнеса не колеблются, что запреты – итог лоббистских усилий большого ритейла, который таким макаром пробует перенаправить валютные потоки в свои кармашки.

Их догадки косвенно подтверждаются плодами исследования, проведенного компанией INFOLine. В INFOLine подсчитали, что в итоге перераспределения продаж из маленькой розницы в более большие каналы сбыта уже в 2013 году сети и большие магазины получат дополнительно приблизительно 1,1 трлн руб., в 2014 году 1,6-1,7 трлн руб. Львиная толика этих средств, около 950 миллиардов руб. за два года, по оценкам компании, достанется сетевым магазинам современных форматов, еще 700 миллиардов руб. перетечет в магазины «у дома». При всем этом толика сетевиков в обороте розничной торговли продовольственными продуктами значительно возрастет, с 44% в 2011 году до 69% в 2014 году.

Но запрет на продажу пива и сигарет в киосках не приведет к полному уничтожению этого торгового формата, убеждены в INFOLine. По подсчетам создателей исследования, из 78,5 тыс. сейчас имеющихся киосков в течение 2-ух лет закроются 30 тыс., а еще 25 тыс. перепрофилируются под продажу непродовольственных продуктов. Другие сосредоточатся на продажах безалкогольных напитков, жевательной резинки и конфет, но их объем сократится более чем вдвое. Таким макаром, общие совокупные реализации в этом канале уменьшатся приблизительно в 6 раз (с 450 миллиардов руб. в 2011 году до 75 миллиардов руб. в 2014 году).

Схожий прогноз дан и в отношении уличных торговых павильонов, в каких на сигареты и пиво приходится 55% оборота. Удаление 2-ух позиций приведет к закрытию 10 тыс. павильонов из 61 тыс. Поменять профиль торговли придется 9 тыс. точек, а оставшиеся растеряют до 40% выручки. Совокупные реализации в павильонах в течение ближайших 2-ух лет сократятся с 560 миллиардов руб. в 2011 году до 235 миллиардов руб. в 2014 году.

Полное количество торговых точек, которые закончат работу в наиблежайшие два года, по прогнозу генерального директора INFOLine Миши Бурмистрова, составит 60 тыс. Утратить работу могут 220 тыс. человек, у 250 тыс. человек значительно снизится уровень доходов.

Представители сетей заявили РБК daily, что не ведут соб-ственных подсчетов вероятной дополнительной прибыли. «Мы расслабленно ожидаем предстоящие конфигурации и не готовили никаких расчетов по воздействию законопроектов на деятельность федеральных сетей», – поведал РБК daily исполнительный директор АКОРТ Илья Белоновский. По его оценкам, реализации сигарет в общем торговом обороте больших торговых сетей занимают наименее 1%, реализации пива – порядка 2-3%. «Даже если большие магазины прирастят реализации сигарет на 20%, это не скажется кардинально на продажах ритейлеров, – отметил г-н Белонов-ский. – Сосисок либо апельсинов большие магазины продают в сотки раз больше, чем сигарет». По словам представителя ассоциации больших ритейлеров, магазинам придется прирастить расходы на оборудование, которое будет нужно для реализации сигарет в новых критериях. «Еще вопрос, как большие ритейлеры выиграют от нововведений», – считает представитель АКОРТ.

В сети «Дикси» толика табачных изделий в обороте сети составляет порядка 2-3%, пива – 5% в общем объеме выручки, сказал РБК daily пресс-секретарь ритейлера Лаврентий Губин. «Учитывая маленькую наценку на табачные изделия, мы не ожидаем существенного прироста товарооборота от перетока продаж из киосков в большие магазины, – сказал РБК daily г-н Губин. – Овощи либо фрукты более стратегическая для нас категория».

При всем этом г-н Губин признал, что под воздействием ограничений для маленьких торговцев значимая толика потребительского спроса перетечет в магазины со-временных форматов. Не считая того, большие ритейлеры вправе ждать не наименьшего воздействия грядущих ограничений для малой розницы на способности по рекрутингу новых служащих. «Мы рассчитываем, что часть потерявших работу служащих киосков и павильонов сумеют устроиться на работу в сетевые магазины», – поведал РБК daily г-н Губин.

Похожие статьи: