Как ФАС будет оценивать журналистские материалы об алкоголе
лФедеральная антимонопольная служба (ФАС) России пока не определилась, как будет выявлять рекламу спиртного в специализированных СМИ, пишущих об алкоголе
Об этом сообщил начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ведомства Николай Карташов в ходе круглого стола, посвященного поправкам в закон о рекламе, запрещающим рекламу алкоголя в печатных и он
айн-СМИ. Поправки должны заработать с 1 января 2013г.
Согласно поправкам, закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и наружного рынков, результаты исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение продукта на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Писать о продукции с содержанием спирта 0,5% и поболее можно в этом случае, если материал не является рекламой. Но расплывчатость формулировок вызывает у представителей специализированных СМИ озабоченность, что даже аналитические, не маркетинговые по собственной сущности материалы возможно окажутся под запретом в связи с тем, что по законам жанра в неких случаях не упоминать определенные марки просто не получится. Также опасение вызывает то, что вне закона окажутся и винные и ресторанные критики, чьей конкретной работой является описание качественнных черт алкогольных напитков определенных марок.
“По прочтении статьи сходу понятно, является ли она аналитической, хотя точных, беспристрастных критериев оценки нет. Аналитические материалы не будут рассматриваться как реклама. То же касается и интервью. Если задачка материала поведать о человеке, а не прорекламировать определенную марку определенной продукции, то ФАС к такому тексту придираться не будет”, – заверил Н.Карташов, выделив, что в тексте журналистов “не должно быть акцента на некоторый продукт, хотя сам продукт и может быть упомянут”. Он объяснил, что заглавие типов спиртной продукции (водка, ром и т.д.) без указания на определенные бренды не будет считаться рекламой. Также Н.Карташов заверил представителей отраслевых СМИ, что запреты не коснутся материалов ресторанных критиков. “Писать о ресторанах, тем паче “мишленовских”, не упоминая определенных позиций винной карты, нереально, – согласился Н.Карташов. – Мы не будем считать это за рекламу”. Говоря в целом о том, как ФАС будет оценивать журналистские материалы об алкоголе, Н.Карташов произнес: “Давайте поглядим, как вы будет писать, какие будут выходить статьи, тогда мы совсем сформируем свою позицию”.
В свою очередь, заместитель начальника управления контроля рекламы и нерадивой конкуренции ФАС Татьяна Никитина подтвердила позицию Н.Карташова, что ФАС пока не обусловилась с тем, как будет определять наличие нелегальной рекламы в журналистских материалах, посвященных спиртному рынку. “На данный момент мы рассказываем о наших взорах на то, как будет реализован закон. По определенным делам мы вас дружно призываем идти в трибунал. Мы точно так же желаем выяснить мировоззрение суда о том, правы мы либо нет. На данный момент закон воспрещает рекламу алкоголя всюду, кроме мест реализации. Если вы сделаете рекламу, у нас будут вопросы, если это будет не реклама, у нас претензий не будет. Пограничные вопросы решаются в судебных инстанциях”, – произнесла она. Т.Никитина добавила: “Все правоприменение строится на том, что мы закон применяем потому что считаем необходимым, а вы позже правите наше мировоззрение в судах или отстаиваете свою позицию методом внедрения закона потому что вы его осознаете. И далее или вы принимаете практику внедрения закона, или судебные решения вынуждают нас от нее отрешиться. Мы не считаем хоть какое упоминание алкоголя рекламой, а всегда смотрим на контекст: как и где это располагается, можно ли это рассматривать как обзор нескольких вин либо коньяков, является ли это новостным (а не квазиновостным) сообщением. Упоминание определенных спиртных брендов может быть на страничках СМИ. Но все дело в аспектах”.