Траты чиновников отследят онлайн

25-06-2013

Transparency International Украина объявила о начале национальной мониторинговой кампании соответствия стиля жизни украинских чиновников, задекларированному ими богатству. Первые результаты кампании украинское подразделение Transparency International обещает опубликовать в сентябре 2013 на сайте www.anticorruption.in.ua.

Проверке подлежит образ жизни чиновников местного и центрального уровня, министров, председателей областных государственных администраций, городских председателей областных центров, а также всех их заместителей.

Алексей Хмара, исполнительный директор Transparency International Украина гласит: «Нас интересует 5 компонент образа жизни — официальные доходы служащего, его хобби, путешествия и отпуска, обучение служащего и членов его семьи и, естественно, собственность: движимое и неподвижное имущество. Если расходы на содержание этого образа жизни в пару раз выше, чем годичный доход служащего, то понятно, что средства получены из нечестных источников. Выявить и изучить такие случаи — это и есть наша цель».

Кампания будет состоять из нескольких шагов. Сначала публичные аудиторы в лице представителей более 40 мониторинговых неправительственных организаций, журналистских агентств и активистов, объединенные в Штатское партнерство «За открытость имущественных деклараций общественных служащих Украины», собирают данные о образе жизни всех фигурантов мониторинга. Источниками служат данные имущественныхи налоговых деклараций, выписки из общедоступных онлайн реестров, публикации в печатных и электрических СМИ органов власти, ответы на запросы в Муниципальную регистрационную службу, держателям акций и т.п. Эти данные проверяются и оцениваются представителями организации штатского партнерства. Подготовительные результаты публикуются и проводятся подробные расследования по тем бюрократам, чей образ жизни превосходит задекларированный размер дохода. Дальше декларанту будет предложено добровольно упорядочить некорректности в декларации. В случае отказа либо игнорирования их дела будут переданы в правоохранительные органы.

«Декларация бюрократа должна быть вывешена на веб-сайте того органа, в каком он работает, и находиться там ни денек, не два, а год. Т.е. мы все будем на публике следить за этими декларациями», — подчеркивает Виктор Чумак, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.

При всем этом в организации отмечают, что эффективность мониторинга содержания имущественных декларации впрямую находится в зависимости от способности доступа общественности к самой декларации. «В критериях Украины доступ людей к таковой инфы существенно затруднен», — подчеркивают в интернациональной организации.

По словам Игоря Попова, первого заместителя председателя Государственного агентства Украины по вопросам гос службы (Нацгосслужба), поправить эту проблему должен Единый портал имущественных деклараций общественных служащих. «Может быть, он сумеет заработать с 2017 года, если на это будут предусмотрены средства в бюджете 2015», — делает лаконичный и не очень обнадеживающий прогноз Игорь Попов.

Во время презентации концепции государственной мониторинговой кампании о способностях Одного портала был должен поведать Сергей Коваленко, представитель Координационного центра по внедрению экономических реформ при Президенте, но по неопределенным причинам он так и не появился на мероприятии. На просьбу «proIT» дать более подробную информацию о технических качествах и способностях Одного портала Наталья Кириченко, представитель Координационного центра ответила отказом, сославшись на то, что законопроект, регламентирующий пуск портала еще не зарегистрирован в парламенте.

По ее словам, законопроект «О внесении конфигураций в закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», который должен ввести понятие Одного портала имущественных деклараций общественных служащих на данный момент разрабатывается в рамках выполнения программки экономических реформ на 2010-2014 «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, действенное государство», утвержденной указом Президента 12 марта 2013.

А именно, п. 222.2 программы ложит на премьер-министра и Нацгосслужбу ответственность за разработку и внесение на рассмотрение Верховной Рады законопроекта о «расширении списка должностных лиц, уполномоченных на выполнение функций страны либо местного самоуправления, декларации об имуществе, доходах, расходах и обязанностях денежного нрава которых подлежат неотклонимому обнародованию; внедрении неотклонимой публикации на особом едином веб-портале деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязанностях денежного нрава должностных лиц, уполномоченных на выполнение функций страны либо местного самоуправления, подлежащих неотклонимому обнародованию».

В согласовании с программкой, премьер-министру и Нацгосслужбе установлен дедлайн до конца июня 2013. На каком шаге на данный момент находится разработка законопроекта Наталья Кириченко затруднилась ответить, произнесла только-только до конца июня документ будет вынесен на рассмотрение правительства. «Если его не возвратят на доработку, тогда законопроект будет зарегистрирован в парламенте, и можно будет дискуссировать способности Одного портала», — гласит представитель Координационного центра.

Броско, что нововведения в закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», принятые в мае 2013 года, предугадывают возможность обнародования имущественных деклараций на официальных веб-сайтах органов власти либо местного самоуправления. Но в то же время, принятая норма оставляет право обнародовать декларацию в печатных изданиях. И если для публикации на веб-сайте установлен неотклонимый срок размещения документа более года, то в печатном издании декларация может быть обнародована только один раз.

«При наличии таковой кандидатуры будет воспользоваться спросом публикация конкретно в печатных изданиях. Это будет в особенности популярно в изданиях местного уровня с маленьким тиражом, который сразу выкупается самим декларантом либо по его поручению», — говорят в Transparency International Украина. Потому в интернациональной организации считают, что Единый портал имущественных деклараций общественных служащих обеспечит общедоступность имущественных деклараций чиновников, что дозволит публичным организациям еще более отлично производить их независящий контроль.

Вобщем, в Украине, где большая часть населения получает заработную плату в конверте, утаить размер доходов госслужащему не составляет особенного труда. В то же время, размер трат скрыть значительно труднее. Если б в стране не только лишь декларировалась, да и велась борьба с коррупцией, тогда Единый портал деклараций расходов и доходов госслужащих был бы одним из популярнейших ресурсов в украинском секторе веба.

Похожие статьи: