Может ли плательщик единого налога принимать электронные деньги?
Несмотря на стремительное развитие, Украинский рынок электронной коммерции все еще значительно отстает от лидирующих стран Европы и США. Это объясняется, прежде всего, отсутствием надлежащей государственной поддержки сетевой экономики в Украине. Негативное влияние на развитие он-лайн торговли в нашей стране оказывает также низкий уровень электронных платежных услуг и обременительное налогообложение.
На сегодня основными игроками на рынке электрической коммерции являются личные предприятия (Интернет-магазины, аукционы, разработчики ПО и пр.), которые производят свою деятельность по облегченной системе налогообложения.
Согласно действующему законодательству, плательщики одного налога лишены права использовать в собственной деятельности электрические платежи.
В связи с этим складывается феноминальная ситуация: главные субъекты электрической коммерции не могут использовать ее главные инструменты.
Опасности, связанные с внедрением электрических средств плательщиками одного налога
Пункт 291.6 Налогового кодекса Украины обязует плательщиков одного налога производить расчеты только в валютной форме (наличной либо безналичной). Нарушение этого правила тянет за собой аннулирование свидетельства плательщика одного налога (п. 299.15 ст. 299 НКУ).
Согласно положениям Закона Украины «О внесении конфигураций в некие законодательные акты Украины (Относительно функционирования платежных систем и развития безналичных расчетов)» электрические средства – это валютное обязательство. Потому операции с электрическими средствами нельзя отнести к наличной либо безналичной форме расчетов.
В связи с этим внедрение бизнесменом электрических средств может быть лишь на общей системе налогообложения.
Другими словами, если физическое лицо-предприниматель будет использовать в собственной деятельности электрические средства, то оно будет должно платить налог по ставке 15% (пп.3 п. 293.4 НКУ), а юридическое лицо – по двойной ставке одного налога (пп. 4 п. 298.2.3 НКУ).
Такие перспективы принуждают бизнесменов воздерживаться от электрических платежей и использовать только валютную форму расчетов, что делает российский рынок электрической коммерции сложным и обременительным.
Но выход все-же существует.
Вероятные варианты
Вариант расчета электрическими средствами для плательщиков одного налога вероятен в случае, если бизнесмен заключит контракт с некоторым посредником (денежной компанией, банком). Согласно такового контракта денежный посредник будет получать электрические средства от клиентов и переводить их на расчетный счет бизнесмена в виде безналичных платежей. Таким макаром проведение самим плательщиком одного налога операций с электрическими средствами отсутствует.
Также вероятен вариант расчетов, при котором клиент Интернет-магазина (плательщика одного налога) может производить платеж конкретно на безналичный счет магазина через платежную систему (клиент перечисляет электрические средства платежной системе, а она уже перечисляет гривну на счет плательщика одного налога в банке). Таким макаром, электрической форма расчета будет только для покупателя, в то время как для торговца (собственника Интернет-магазина) она будет являться валютной.
При всем этом валовый доход и налоговое обязательство появляется у торговца по первому событию. Им может являться или получение банковского перечисления от денежной компании-посредника, или отгрузка продукта покупателю. Операции подтверждаются первичными бухгалтерскими документами: актами оказанных услуг, банковскими выписками, также – надлежащими записями в реестрах принятых платежей.
Вышеупомянутые варианты расчетов отвечают интересам бизнесменов, но, к огорчению, не лишены недочетов. Так, к примеру, пользуясь услугами денежных посредников, бизнесмен теряет минимум 2% от суммы платежа на оплату комиссионных. Не считая того, бизнесмен не сумеет распоряжаться скопленными (принятыми) средствами по собственному усмотрению, к примеру, делать выплаты либо валютные переводы снутри электрических платежных систем.
15 мая 2013 Кабинет Министров одобрил проект Указа Президента Украины «О Стратегии развития информационного общества в Украине». Согласно данному документу одной из приоритетных муниципальных целей является развитие электрической экономики. Остается надежды, что правительство не ограничится провозглашением целей, а начнет решать реальные шаги по их воплощению. Может быть, тогда представители малого Интернет-бизнеса получат в конце концов муниципальную поддержку и избавятся от имеющихся законодательных ограничений.