Вузы хотят заменить интернет-обучением
Чтобы удовлетворить огромный спрос на высшее образование во всем мире, необходимо еженедельно открывать новый большой университет
Если говорить о высшем образовании, пользуясь экономическими категориями, можно с уверенностью констатировать наличие на него небывалого спроса. «Сегодня более 30 млн. человек имеют достаточный уровень, чтобы быть зачисленными в высшие учебные заведения, но получают отказ из-за ограниченного количества мест и ограниченных финансовых возможностей. В течение последующих 10 лет (к 2017 году. — Ред.) количество возможных студентов, которым будет отказано в доступе в университет, достигнет 100 млн. Для того чтоб удовлетворить таковой поразительный спрос, нужно уже сейчас раз в неделю открывать новый большой университет», — считают Катрин Кессерли и Маршалл Смит, руководители образовательных программ Фонда Уильяма и Флоры Хьюлетт (США). Стоит удивляться быстрому росту рынков, связанных с предоставлением образовательных услуг либо созданием учебных материалов? Так, за несколько последних лет годичный оборот образовательных подразделений 1-го из больших в мире издательских концернов «Пирсон» вырос на 70% и достигнул $7 миллиардов. Благодаря этому «Пирсон» сумел восполнить умеренные характеристики деятельности других собственных подразделений — книжного издательства Penguin и издательской группы «Файнэншл таймс». Как сообщается в прессе, Калифорнийский муниципальный институт (4-ый по величине университет США) заказал «Пирсону» разработку программной платформы для дистанционного обучения собственных студентов. Институт уповает с ее помощью уничтожить 2-ух зайцев: прирастить количество студентов и свести к минимуму случаи, когда они прерывают обучение, так как не могут кооперировать его с работой.
УСЛОВНО БЕСПЛАТНЫЕ Познания
Что касается дистанционного обучения, в США с недавнешних пор у всех на слуху аббревиатура MOOC (Massive Open Online Courses). Идет речь об открытых (другими словами бесплатных) онлайнкурсах, рассчитанных на огромное количество слушателей (другими словами массовых). Самые известные сейчас провайдеры MOOC — Udacity (нацелен на физиков и информатиков), Coursera (предлагает семинары и лекции по всем отраслям познаний) и edX — пилотный проект Гарвардского института и Массачусетского технологического института. А так именуемая Академия Хана — сервис, на котором собраны более 3-х тыщ видеолекций вообще обо всем, — вообщем стала сенсацией. Создатель этой пользующейся большой популярностью академии Салман Хан, экономист по образованию, попал в 2012 году в составляемый журнальчиком «Тайм» перечень 100 более влиятельных людей в мире и в одночасье стал профессионалом по вопросам образования грядущего. А самим MOOC и перспективам онлайнобразования даже был посвящен особый круглый стол в рамках недавнешнего Давосского форума с ролью предпринимателей и филантропов с глобальными именами.
Такое внимание разъясняется, по последней мере, 2-мя причинами. Сначала популярность MOOC свидетельствует о том, что так называемое открытое образование закончило быть инноваторской мыслью «продвинутых» представителей академической среды и оказалось нужным большими массами людей (как заявила в Давосе основоположник Coursera Дафна Коллер, этим обслуживанием сейчас пользуются 2,4 млн. человек).
Сущность идеи открытого образования заключается в том, что познания должны быть бесплатными, а доступ к ним свободным. Благодаря этому можно будет достигнуть «образовательного равенства»: обеспечить доступ к вузам всем желающим и демократизировать саму сферу высшего образования. Правда, MOOC нельзя именовать совершенно уж бесплатными. На той же Coursera средства не берут только за сами онлайнлекции, но за рабочие материалы к ним нужно все таки платить, так как они защищены законом об авторских правах. Упомянутый Салман Хан в интервью изданию Technology Review описал коммерческую сторону MOOC: «По моему представлению, через 5 лет это будет смотреться примерно так. За обучающую составляющую платить не придется, но если слушатель захотит получить сертификат, подтверждающий то, чему он научился, ему придется пойти в особый центр и заплатить за экзамен. Представим, на то, чтоб организовать таковой экзамен, требуется $100. Тогда экзаменующемуся нужно заплатить $150. Те $50, которые взимаются с него дополнительно, реинвестируются в бесплатное онлайнпреподавание». Сам того не ведая, Хан затронул концептуальный вопрос, на который пока нет ответа: за что должны платить студенты в XXI веке — за то, что их учят, либо за доказательство собственной квалификации?
МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Отсюда мостик ко 2-ой причине энтузиазма к MOOC — необходимости переосмысления задач высшего образования. «Стоит спросить себя, в чем все-таки природа образования как блага? По идее, мы стремимся к нему для того, чтоб нас чемуто обучили. Но образование работает к тому же как соц страховка. И таким макаром оно связано с экономикой: владея компьютерной грамотностью, вы получите работу, — заявил во время Давосского форума узнаваемый южноамериканский предприниматель, основоположник системы PayPal, 1-ый наружный инвестор Facebook Питер Тиль. — К тому же образование работает к тому же как соревнование. Отлично тому, кто обучается в престижном институте, для всех других диплом этих вузов является маской, за которой нередко прячется тупица». По словам Тиля, ситуация на рынке образования припоминает мыльный пузырь вроде лопнувшего пару лет вспять на рынке недвижимости, так как цена высшего образования с 1980х годов возросла на 400%. Претензии профессионалов сводятся к тому, что в стремлении людей к высокому образованию сейчас очень огромную роль играет желание получить диплом престижного института в силу традиции, так как равноценные познания, приобретенные в вузе с более низким рейтингом либо же без помощи других, не имеют цены на рынке труда. Онлайнобразование, по их воззрению, как раз и способно сбить с институтов спесь престижности. «Еще до того как MOOC стали частью нашей жизни, много гласили о неминуемом сворачивании промышленности высшего образования, о том, что через несколько 10-ов лет в мире остается менее 50 институтов. То, что числилось обыкновенной спекуляцией, сейчас кажется неминуемым: доступ к онлайнкурсам уменьшает спрос на стационарное обучение в популярных институтах до уровня вузов среднего пошиба», — пишет в газете «Гардиан» аналитик английской организации Observatory on Borderless Higher Education Алекс Катсомитрос.
Вобщем, по словам скептиков, какой бы революционной ни казалась мысль получения высшего образования онлайн, уже сам вопрос необходимости сертификации профессионалов привязывает эту модель к «старому хорошему университету». Но, как отмечает «Шпигелю» доктор арифметики Института Билефельда (Германия) Йорн Ловискач, при всех преимуществах онлайновых технологий обучения европейским вузам не следует врубаться в обезумевшую гонку за ними, так как, по его словам, это угрожает «макдональдизацией высшего образования».