Почему глобальная революция в образовании обходит Украину стороной?

24-09-2013

Мир моих родителей отличался завидной стабильностью. Человек с высшим образованием мог быть уверен в завтрашнем дне. Для личного развития люди читали книги, а для профессионального проходили иногда курсы повышения квалификации. Но в целом багаж полученного образования был незыблемым, пишет forbes.ua

24 января на Давосском форуме я побывал на круглом столе «Revoluti-On-line.edu – онлайн-образование меняет мир», организованном Фондом Виктора Пинчука. Одна из основных мыслей, прозвучавших там, – сейчас происходит образовательная революция, несущая превосходные конфигурации в жизни людей.

Мы живем в мире, в каком объем нужных познаний умножается раз в 5 лет. Пока ребенок обучается в школе и институте, это происходит три раза. Незыблемость раз и навечно приобретенного образования пропала: сейчас необходимо обучаться повсевременно, если желаете остаться в обойме.

Классические образовательные университеты, даже в продвинутых странах, к таковой динамике не готовы. В Украине ситуа-ция, к огорчению, еще ужаснее. Наша высшая школа сама по для себя неконкурентоспособна. Отдельные, временами появляющиеся самородки – исключения, к появлению которых система непричастна.

Выходом из этой ситуации может стать дистанционное образование. Все животрепещущие познания доступны в вебе. Лекции профессоров Гарварда можно слушать сидя дома в Ямполе. Естественно, уровень владения английским языком у нас далек от нормы. Но даже переводных материалов уже довольно для высококачественного образовательного рывка. Не надо никуда ехать, растрачивать огромные средства: требуется только планшет и веб.

На круглом столе выступала 12летняя девченка из Пакистана Хадиджа Ниязи, которая годом ранее прошла онлайнкурс институтского уровня по физике при помощи интернетплатформы Udacity. Она планирует продолжать онлайн-образование, учить историю, астробиологию и химию. Это в Пакистане, где даже грамотность не является всеобщей!

В Украине онлайнобучение способно отчасти решить масштабную делему, если мы подкрепим образовательный момент техническим. «Киевстар» может поддержать внедрение онлайнобразования и организационно, и инфраструктурно. Но все упирается в некомпитентную муниципальную политику. К примеру, нам до сего времени не выдают лицензию на связь третьего поколения. Может быть, бюрократы задумываются, что если она еще «полежит», то станет дороже? Не станет: еще годдва задержки с 3G – и она никому не пригодится. Технологии меняются прямо за познаниями, и скоро эталоном будет уже 4G (LTE).

Что это означает на практике для ученика школы города Ямполь (и для миллионов других учеников и студентов Украины)? Это означает, что он не может полностью пользоваться плодами революции в образовании. Закачать при помощи модема 2G текстовый файл можно, чертеж – труднее, а вот поглядеть лекцию – уже нереально. Потоковое видео – это 3G. Лицензии не выданы. Круг замкнулся.

Мне очень нравится шуточка, которая на данный момент прогуливается по вебу: «Если бы в нашем времени оказался человек из 1950х, что было бы сложнее всего ему разъяснить?» – «То, что у меня в кармашке есть устройство, имеющее доступ ко всем мировым познаниям, а я использую его, чтоб пересылать снимки котиков». К огорчению, это почти во всем правда. Потому мы и стремимся сдвинуть акценты с развлекательного контента на развивающий.

У «Киевстара» есть опыт предоставления услуг умного, умственного контента. Пару лет развивается образовательный онлайнпроект «Киевстар бизнес дайджест», направленный на деловое общество Украины. В последнее время появится книжный портал с бесплатным доступом к произведениям классиков украинской и российской литературы.

Но отдельные проекты – это только цветы по сопоставлению с тем, что мы вправду можем делать. Можем – если наши призывы не останутся гласом возмутительного в пустыне.

Похожие статьи: