Google начал избавляться от важных сервисов

27-09-2013

Корпорация Google решила с 1 июля закрыть сервис чтения RSS-потоков Google Reader. В компании называют две причины такого решения: малая популярность самой читалки и желание Google сфокусировать усилия на меньшем числе продуктов.

Риторика Google знакома. За ней угадывается стратегия одного из основателей компании Ларри Пейджа, решившего выстраивать приоритеты, а не запускать многочисленные побочные продукты. Благодаря конкретно этой риторике в 2011 году решили закрыть Гугл Labs – коллекцию экспериментальных товаров компании.

Это решение вызвало легкое недоумение и горечь любителей товаров Гугл. Эти же граждане скоро поморщились, узнав, что ценностью компании стала соц платформа Гугл+, навряд ли способная догнать Facebook. Но все это можно было списать на чудачества – в конце концов, лабораторные опыты на то и лабораторные, чтоб заканчиваться.

Сказать, что сегодняшнее решение Гугл вызвало бурю негодования – означает ничего не сказать. Гугл Reader, может быть, не являлся таким массовым обслуживанием, как почта Gmail, но им воспользовалась, в главном, думающая, проф часть пользовательской базы. Гугл Reader – инструмент журналистов, программистов, техноблогеров и блогеров обыденных. Это сервис, позволяющий делать осознанный выбор потоков инфы; его технический наследник, Гугл Currents (Гугл Медиа на русском рынке) никак не является наследником духовным.

Мгновенно появилось огромное количество теорий комплотов и догадок, связанных со гибелью обширно известного в узеньких кругах сервиса. Более близкой к правде представляется версия Брайана Шиха (Brian Shih), бывшего менеджера товаров Гугл Reader, покинувшего компанию в 2011 году. По его словам, команду Гугл Reader повсевременно пробовали перебросить на другие проекты. В 2008-м – на разработку спецификации межсервисных соц веб-протоколов OpenSocial. В 2009-м команду желали погнать на разработку общественного мессенджера Buzz. В 2010-м – отвлечь на уже узнаваемый проект Гугл+. И, по словам Брайана, вероятнее всего в 2010 году и было принято решение о неминуемом закрытии сервиса, хотя большая часть разработчиков и выступило против присоединения к Гугл+. Слова Шиха нереально проверить, но он с драматичностью отмечает, что конкретно у Гугл Reader в области тестов с социальностью всегда было все отлично. По последней мере до момента, когда социальные функции Reader стали унифицировать под Гугл+.

Гугл Reader – традиционный пример обычного сервиса компании. Практически того же, как поиск либо почта. Если его убирают, означает, поменялась сама компания.

Вправду, происходящее в ней все сложнее согласуется с официальной миссией: организовать мировую информацию, сделав ее доступной отовсюду и полезной.

Раздел «Во что мы верим» отлично излагает идеи наикрупнейшго в мире поисковика. Нажмите ссылку «Продукты» – и дюжина сервисов подтвердит эти слова. Посреди их нет ни 1-го, противоречащего заявленной миссии.

С другой стороны, только четыре из этих товаров (Web Search, Гугл Chrome, Mobile, Drive) Ларри Пейдж мог бы отнести к по-настоящему приоритетным. Их состав тоже подозрителен, он смотрится устаревшим. Посреди их даже нет так возлюбленной управлением Гугл+.

Сначала года Fortune опубликовал программную статью про Ларри Пейджа и его видение грядущего. Любопытно, что журналист начал статью о будущем компании с автомобилей без водителей, а не с достижений компании в области поиска. Практически наверняка на данный момент материал начинался бы с очков Гугл Glass, которые посылают нас прямиком в киберпанковскую модель XXI века. Но ни машина без шофера, ни очки – личный ассистент не являются, не могут являться частью той миссии Гугл.

Чтоб осознать, как серьезно компании относятся к своей миссии, можно взять официальную цель Microsoft. Она формулируется так: «Дать людям и компаниям всего мира возможность воплотить собственный потенциал». Отсюда же сходу вытекает и девиз «Your potential. Our passion» – и вся линейка товаров компании.

Либо взять наискучнейшую и поэтому гениальную цель Apple. В свободном переводе она звучит так: «Apple разрабатывает Маки, наилучшие индивидуальные компы в мире, вместе с OS X, iLife, iWork и проф программками. Apple возглавляет цифровую музыкальную революцию благодаря iPod и онлайновому магазину iTunes. Apple поновой изобрела мобильный телефон благодаря iPhone и App Store, и сформировывает будущее мобильных медиа и вычислительных устройств при помощи iPad». Это самая понятная инвесторам и потребителям миссия в мире. К тому же эластичная – нужно мыслить, когда реализации iPod свалятся до неблагопристойного уровня, порядок упоминаний сменят.

У Гугл эталона 2013 года нет миссии, отвечающей текущему положению дел. Это компания, которая не позволяет для себя распыляться. Ведь она воюет сходу по нескольким фронтам, не уточняя, какое из их главное.

Один фронт – мобильная платформа, превратившаяся в монстра, которого хватило бы на десяток компаний. Другой фронт – попытка отвоевать еще пока не поддающуюся третья часть поискового рынка. 3-ий фронт – социальные взаимодействия, которые оказались «следующей большой вещью», которая, похоже, уже не достанется Гугл. 4-ый – «облака», операционные системы и браузеры, война за внимание юзера, за инструменты его работы. 5-ый – инновации; всегда есть шанс, что пара грамотеев в гараже кует новый Гугл.

Общего у этих войн не достаточно.

Александр Амзин журналист, независящий медиа-консультант

Похожие статьи: