Почтовый закон: заденет ли он рекламно-маркетинговую сферу рынка Украины?
По итогам Круглого Стола «Как повлияют на отрасль почтовой логистики предложенные изменения к ЗУ «О почтовой связи»
28 ноября 2012 на сайте Министерства инфраструктуры Украины был опубликован проект изменений к Закону «О почтовой связи», а 12 февраля 2013 по инициативе Украинской Ассоциации Директ Маркетинга (УАДМ) прошел Круглый стол, целью которого было выяснить, чем же «грозит» отрасли принятие данных предложений.
Предлагаемые конфигурации касаются многих вопросов, – и доставки отправлений до 50г, и права доступа к почтовым ящикам, и распространения повторяющихся изданий. Можно, конечно, сказать, что на 1-ый взор данный закон не много касается рекламно-маркетингового рынка Украины и не является суровой опасностью для представителей отрасли. Но, согласно действующему законодательству, адресные доставки маркетинговых материалов попадают под категорию письменной корреспонденции, что является предметом регулирования почтового закона. К тому же в поданной редакции законопроекта задет вопрос и доступа к абонентским почтовым ящикам, куда вкладывается все безадресные маркетинговые материалы. Напомним, что согласно экспертным оценкам УАДМ, адресный директ мейл составил 240 млн грн, безадресный 295 млн грн (так же стоит учесть дополнительные 318 млн грн, которые ушли на создание материалов для этих рекламных коммуникаций). Как следует, данный закон как досадно бы это не звучало так же затронет и нашу ветвь.
Обеспокоенные ситуацией на рынке, Украинская ассоциация директ маркетинга при поддержке Украинской ассоциации издателей повторяющейся прессы, Украинского Союза промышленников и бизнесменов, Государственного Союза Журналистов Украины провели круглый стол на тему «Как воздействую на ветвь почтовой логистики предложенные конфигурации к ЗУ «О почтовой связи?». На сей день данный законопроект интенсивно дискуссируется в бизнес обществе, была сотворена рабочая группа для предстоящей работы над проектом, в которую вошли представители личных логистических операторов, подписные агентства Украины, муниципальный почтовый оператор ГППС «Укрпочта».
Подавляющее большая часть профессионалов высказались за то, что данные инициативы вредоносны для экономической и инфраструктурной безопасности страны, развития конкуренции, внутренней торговли, и такие, что противоречат мировому опыту и естественным трендам развития почтово-логистической промышленности в мире, и, в итоге, делают дополнительное напряжение в обществе. Конкурентноспособная среда на рынке почтово-логистических услуг прибыльна и государству, и клиентам, и получателям отправлений. Хоть какое регулирование средством лицензирования, квалификационных требований, регулируемых тарифов, территориальных ограничений и т.д. приведет только к коррупции и ограничению конкуренции. Не считая того, отказ от преференций государственным почтовым операторам является мировой тенденцией. Данные конфигурации подразумевают, напротив, монополизировать рынок почтовой связи и усилить его госрегулирование.
«Бесспорно, для того, чтоб идти в ногу с течением времени и быть конкурентоспособным, реформировать рынок почтовых услуг совершенно точно необходимо. Но УАДМ считает, что в таком виде данные инициативы несут опасность для развития здоровой рыночной конкуренции» – откомментировал ситуацию почтово-логистической отрасли Валентин Калашник, президент УАДМ.
В свою очередь вице-президент Украинского союза промышленников и бизнесменов Иван Петухов высказал позицию УСПП, которая заключается в необходимости остановки внедрения норм законопроекта в части монополизации рынка и поддерживает свободную конкурентнсть. Его поддержал и Антон Балаба, представитель Антимонопольного комитета Украины: «Такие конфигурации вправду противоречат антимонопольному законодательству, и Антимонопольный комитет ни при каких обстоятельствах их не пропустит. У нас есть возможности предупредить монополизацию рынка и мы ими воспользуемся».
Согласно законопроекту, также планируется государственное регулирование ценообразования. По воззрению русского профессионала по почтовой логистике Государственной Ассоциации Дистанционной торговли Игоря Зубова, «Укрпочте» стоит улучшить свои процессы, до того как находить другие источники дохода методом административного регулирования.
Генеральный директор УГППС «Укрпочта» Оксана Плотникова высказала позицию государственного оператора: «Почтовая ветвь должна работать по чётким правилам, согласно нормам Глобального почтового союза. Наше предложение, может быть, малость конструктивно, но благодаря ему почтовый рынок Украины может получить чёткие прозрачные правила, применимые для всех операторов. Потому сейчас мы сидим за этим круглым столом и готовы дискуссировать и производить общие решения, чтоб взвешенно представить законопроект Кабинету Министров Украины и Верховному совету».
Позиция личных логистических компаний, интернациональных почтовых операторов, издателей повторяющейся прессы, профильных ассоциаций и Антимонопольного комитета была конкретной: Закон в данной редакции принимать нельзя. В связи с этим устроители круглого стола – Украинская ассоциация директ маркетинга и Украинская ассоциация издателей повторяющейся прессы – хотят инициировать создание рабочей группы по выработке стратегии и методов развития почтовой отрасли, модели его регулирования, в которую войдут представители муниципальных структур, УГППС «Укрпочта» и бизнеса.