Примеры крепкого советского дизайна

15-11-2013

В эти дни в Московском Музее Дизайна проходит выставка «Советский дизайн 1950-80-х», что заставило и нас в очередной раз вспомнить о культовых вещах советского быта и уникальных разработках дизайна СССР.

Советский дизайн был простым и элегантным – как гранёный стакан, как авоська, как Любинская сгущёнка и холодильник «Зил».

Михаил Горбачев, показывая иностранным журналистам на знаменитый дизайн циферблата своих часов «Ракета», говорил о том, что перестройка «это начало жизни с нуля». Но так ли отлично начинать все поначалу, предавая забвению опыт прошлых поколений? И чему мы можем научиться сейчас у русского дизайна?

Эти вещи любой из нас помнит с юношества: авоська, машина «Запорожец», граненый стакан и школьная униформа… И чуть ли кто-то мог оценивать исходя из убеждений «красиво» либо «некрасиво» – воспользовались тем, что было.

Настало время новым взором, с высоты нового времени, поглядеть на наилучшие эталоны русского промышленного и графического дизайна, декоративно-прикладного искусства и дизайна одежки. Это не просто милые ретро-вещицы, а итог системного, многофункционального, эстетического и гуманистического подхода к дизайн-проектированию.

Пылесос «Чайка», выполнялся начиная с 1963 года на заводе «Коммунар», СССР, всего выпущено 2,5 миллионов экземпляров.

Раскладная железная сетка для яиц.

Контейнер для швейных принадлежностей, 1960-е годы.

Радиоприёмник

Игрушка «Неваляшка»

Холодильник

Сгущенное молоко. Реальный русский шедевр. Можно варить прямо в банке.

Чайник

Упаковка для кефира. Один из наилучших примеров экономного и экологичного дизайна. Цвет и полосы на крышке обозначают вид продукта. Просто, наглядно и дёшево.

Граненый стакан. 1-ый русский гранёный стакан был выпущен в 1943 году наистарейшим в Рф стекольным заводом в городке Гусь-Хрустальный. Дизайн гранёного стакана русского эталона приписывают Вере Игнатьевне Мухиной – создателю монументальной композиции «Рабочий и колхозница».

Авоська. «Один из наилучших примеров в области русского дизайна. Если для вас небезразличны задачи экологии и загрязнения среды, лишнего употребления – знайте, что эта сумка стала жизнестойким решением ряда заморочек много годов назад. Авоська представляется мне частью разумной системы, видом периодического дизайна, в каком продукты покупаются ровно в том количестве, в каком они необходимы, а не “про припас”. Они не упаковываются пару раз, и сумку можно использовать не один раз и повсевременно носить с собой – авоська малогабаритная и не занимает места. Уверен, современные дизайнеры должны направить на этот предмет самое пристальное внимание,» – гласит спец по промышленному дизайну, педагог Английской Высшей Школы Дизайна Умберто Джираудо.

Сифон, стекло, металл.

Настольная лампа «Радуга 1-80», 2-ая половина 1970-х годов.

Весы бытовые

Отрывной календарь. Отрывая листки, на физическом уровне чувствуещь течение времени.

Кофе. Комментарий дизайнера Умберто Джираудо: «Милая упаковка. Обычная, экономная в производстве, всего два цвета, и до сего времени смотрится очень современно. Я бы с радостью купил кофе в таковой упаковке – она смотрится еще аутентичнее, чем весь этот пластмассовый мусор, в который кофе фасуется сегодня».

Презервативы. Комментарий дизайнера Умберто Джираудо: «Упаковка очень функциональна. При всем этом совсем не “чувственна”, но не думаю, что в определенных обстоятельствах кто-то направлял на это внимание. Мне нравится».

Треугольный молочный пакет – не стопроцентно русское изобретение. Полосы для таковой упаковки в СССР поставляла шведская компания Tetrapack. В 1943 лаборатория «kerlund & Rausing» начала разработку картонной упаковки молока, в 1944-ом Эрик Валленберг, юный помощник выступающий как глава исследовательской лаборатории, изобрел упаковку в форме тетраэдра, образованную из конусообразного кусочка бумаги.

Школьная униформа. Комментарий дизайнера Умберто Джираудо: «Довольно стильная и отлично отражает формальный иерархический статус. Я тоже носил форму, когда прогуливался в школу. Но не могу не отметить, что сейчас такая форма смотрелась бы, быстрее, на официантках либо студентках, но не на учащихся в школе».

«Запорожец». «Настоящий шедевр русского дизайна – невзирая на то, что он базировался на дизайне FIAT.

У “Запорожца” есть уникальные черты, к примеру, решетка на капоте, которая присваивает виду автомобиля некую злость. Никогда не лицезрел “Запорожцев” в жизни, но слышал огромное количество историй об этих машинах. А именно, о том, как их чинили и декорировали,» – гласит спец по промышленному дизайну, педагог Английской Высшей Школы Дизайна Умберто Джираудо.

Похожие статьи: