Легкий способ…бросить рекламировать.
Прошло чуть больше трех недель с вступления в действие поправки к статье 22 Закона Украины «О рекламе», которые полностью запрещают рекламу табачных изделий.
Согласно закону, реклама табачных изделий (марок, брендов, знаков и пр.) запрещается на радио, телевидении (все виды), в Интернете, в любых изданиях, в местах продаж, на любых форматах внешней рекламы, на массовых мероприятиях. Также Законом запрещены любые виды спонсорской поддержки со стороны табачных компаний.
Что будет далее происходить в сфере продвижения табачных изделий? Как воздействую законодательные конфигурации на бизнес, на состояние рынка, и на здоровье цивилизации в целом? Отыщут ли «табачники» другие методы рекламы? Уменьшится ли количество конкретных курильщиков?
Свое мировоззрение высказала генеральный директор рекламного агентства RAM 360 Алина Фролова. Агентство RAM 360 имеет суровый опыт сотрудничества с глобальными табачными брендами, потому взор директора компании на ситуацию очень увлекателен.
Законодательные ограничения в различных сферах бизнеса – непростой вопрос как для производителей, так и для других участников рынка. Почему эти темы временами обостряются – есть ли какое-то наружное воздействие, предпосылки «решить вопрос» конструктивно и стремительно? Вероятен ли некий разумный компромисс в этих этически непростых вопросах?
– В большинстве случаев эти темы обостряются в силу 3-х обстоятельств: во-1-х, это политические вопросы, когда общественно важная тема употребляется в качестве предвыборного PR либо для отвлечения внимание от других вопросов. Для этого как раз и обращаются к таким «сложным» темам как табак, алкоголь, фармацевтические препараты. Вторым вероятным фактором воздействия выступают требования интернациональных или публичных организаций, которые также могут ужесточаться в момент подписания/ратификации интернациональных соглашений. Ну и 3-ий фактор – это процессы, которые протекают в близкорасположенных странах. Если, скажем, что-то схожее происходит в Рф либо Белоруссии, по этому поводу начинается публичный резонанс, который так либо по другому оказывает влияние и на нас.
Борьба с табаком в нашей стране имеет остро сезонный нрав, привязанный к выборам. Проявлять активность в этом направлении власти начали кое-где лет 5 вспять. Равномерно контроль над рекламой и продажей табачных изделий все в большей и большей степени ужесточался. И вот последние поправки к статье 22 «Закона о рекламе» практически воспретили рекламу табака и стали одними из самых жестких в мире.
Как вы думаете, где сейчас будет разворачиваться активность табачных компаний? Есть ли реальные действующие и, в то же время, разрешенные механизмы взаимодействия с аудиторией?
-Промоушн активность табачных компаний навряд ли будет развиваться в таких критериях. Может быть, некие компании будут пробовать находиться в каких-либо локальных, клубных мероприятиях, которые не подпадают под определение «массовые». Но это тоже риск – ведь в законодательстве не определено, что считается массовым мероприятием, и хоть какое проявление может трактоваться разносторонне. На сегодня в рамках Закона «легальным» остается только брендирование сигаретных пачек. Как далее будет вести себя рынок, появятся ли какие-то уникальные и работающие формы продвижения – время покажет.
Ваш опыт и точка зрения: как воздействует ограничение рекламы табака на количество курильщиков? Сможете ли привести в пример забугорный опыт – как там обстоят дела?
- Конечно, определенное воздействие на уровень употребления новый закон окажет. Но навряд ли осязаемо воздействует на людские привычки. Ведь реклама – это только путеводитель, она не может вынудить человека курить. Люди начинают курить, когда попадают в соответственное окружение, где курение считается полностью обычным явлением.
В Европе курение вправду уже “не стильно”, но не так как сократилась табачная реклама. Там «модно» быть здоровым, юным, прекрасным. И под воздействием пропаганды здорового стиля жизни сдаются даже конкретные курильщики.
Мы тоже равномерно «двигаемся» в этом направлении. Культ красы, здоровья, юности становится все ощутимее, и естественно, это уменьшает ряды курильщиков. Так что в этом случае, если есть задачка оздоровить цивилизацию – то нужно биться не «против», а «за».
За потребление овощей и соков. За спорт. За правильное питание. Убеждать, показывать, культивировать положительные конфигурации. Тогда вправду будет итог.
А запрет на рекламу сигарет изменит только бюджеты табачных производителей, но навряд ли осязаемо «оздоровит» цивилизацию.