Телеканалам наступают на рейтинги

20-01-2014

На рынке международных новостных телеканалов резко обострилась конкуренция. На фоне падения рейтингов BBC и CNN новые государственные каналы международного вещания надеются подвинуть лидеров, опираясь на существенную господдержку. Впрочем, эксперты предупреждают, что деньги решают не все и новым телеканалам необходимо создавать репутаци.

Передел рынка


По данным исследования European Media & Marketing Study, в 2012 году объем среднегодового просмотра информационных телеканалов в странах Европы снижался по сравнению с 2010-м: у BBC World News – на 1,5%, у Euronews – на 4%, у CNBC – на 2,9%, у Bloomberg – на 2,2%. При всем этом исследователи отмечают, что вырастает популярность таких каналов как Russia Today, Al Jazeera, CNN International. Специалисты сходятся во мировоззрении, что падение прироста аудитории может быть связано не только лишь с нехваткой резонансных новостей. Продолжающаяся экспансия за предел интернациональных телеканалов, получающих государственное финансирование, также заносит конфигурации в ситуацию на телерынке. Директор Eurodata TV Worldwide Александр Кале объяснил “Ъ”, что “воздействие на позиции CNN либо BBC становится ощутимее, так как информация, предлагаемая новыми госканалами, представляет альтернативную точку зрения” (подробнее см. интервью на этой же страничке).

О том, что муниципальные новостные каналы стремятся расширить глобальное присутствие, свидетельствуют планы расширения охвата, объявленные китайским CCTV News, германским Deutsche Welle, иранским Press TV. Самые масштабные проекты представил катарский телеканал Al Jazeera. В апреле Jazeera запустила во Франции телесеть beIN Спорт, освещающую чемпионат Франции по футболу и Лигу чемпионов УЕФА. Сначала прошедшего года в рамках тендера Al Jazeera заполучила турецкий телеканал Cine5 TV за $40,5 млн, готовится открыть новостной канал на французском языке со штаб-квартирой в Сенегале, а с сентября начать вещание на Балканах.

Пример масштабного развития Al Jazeera подтолкнул управление ТВ из других государств к инвестициям в телеканалы. О планах продвижения за рубежом английского канала сказало центральное телевидение Китая. В конце декабря управление страны объявило о намерении к 2016 году прирастить в 10 раз размер аудитории CCTV News (канал появился на базе CCTV-9 еще в сентябре 2000 года). По сведениям китайских СМИ, правительство хочет вложить $7,1 миллиардов для финансирования и поддержки муниципальных СМИ, в том числе CCTV. В феврале 2012 года канал начал вещание на местности США под заглавием CCTV America. CCTV News планирует открыть бюро в Лондоне, Дубае, нескольких городках Латинской Америки и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Глобальная аудитория канала уже насчитывает 85 млн человек.

Русский Russia Today в 2011 году расширял вещание на местности США: канал вошел в кабельные сети Сан-Франциско, Чикаго и Филадельфии, также в вещающую на всей местности страны сеть 1-го из больших операторов платного телевидения Dish Network. По данным исследования Nielsen, проведенного в огромнейших городках страны, за 2011 год каждодневная аудитория Russia Today в Нью-Йорке выросла в 2,7 раза, а в Вашингтоне – на 60,9% по сопоставлению с уровнем 2010-го. В Канаде, по данным исследования TNS Canada, проводившегося в ноябре 2011 года, Russia Today также опереждает по каждодневной аудитории Sky News, Euronews, Deutsche Welle, NHK, Press TV и France 24. С 2012 года Russia Today также заходит в общенациональную систему измерения рейтингов телеканалов в Англии BARB (Английское бюро по исследованиям аудитории средств вещания). По данным BARB, Russia Today в Англии раз в неделю глядят более 500 тыс. человек (исследование проводилось в июне 2012 года).

Международные новостные каналы стремятся окутать и испаноязычную аудиторию. Южноамериканский журналист Майкл Джонсон гласит, что “на данный момент основная конкурентность разворачивается в большей степени меж муниципальными и личными каналами, вещающими на отдельных языках, к примеру в секторе испаноязычных каналов с мотивированной аудиторией в Латинской Америке”. C февраля 2012 года германская медиакорпорация Deutsche Welle прирастила с 2 до 20 часов каждодневное вещание на испанском языке в странах Латинской Америки. В конце января 2012 года президент Ирана Махмуд Ахмадинежад объявил о запуске круглосуточного испаноязычного канала Hispan TV.

Средства решают не все

“Возникновение сильных соперников, Al Jazeera English, Russia Today, Press TV, направляет на себя пристальное внимание со стороны западных каналов – BBC и CNN – и только увеличивает борьбу”,- гласит Леон Бархо. При всем этом аудитория этих каналов всегда различается по политической, этнической, религиозной и другой принадлежности, отмечает он. По данным исследования EMS, самым пользующимся популярностью английским новостным каналом в восьми государствах Близкого Востока является CNN International. Его толика в мае составила 33,4%. Арабская версия Al Jazeera остается самым пользующимся популярностью новостным каналом в регионе. Другое дело английская версия Al Jazeera, которая “старается быть как можно более непредвзятой, чтоб не утратить англоговорящего зрителя”. По данным EMS, толика домохозяйств, смотрящих Al Jazeera English в исследуемом регионе, добивается только 15,5%.

“Основными факторами развития госканалов являются не плохая репутация и их популярность у аудитории, в этом смысле размер госпомощи не может воздействовать. Аудитория всегда выбирает канал, отвечающий ее интересам, потребность в плюрализме никто не отменял,- гласит государь Бархо.- Аудитория не очень думает о том, кто финансирует СМИ. Это не самый весомый фактор. Основное заключается в содержании”.

Похожие статьи:

  • Скоро в Шереметьево откроется McDonald`s


    К апрелю 2013 года в аэропорту Шереметьево появится первая франчайзинговая точка McDonald's. Франчайзи сети - «Росинтер» - получил помещение на первом этаже терминала D. Одновременно с главной ...

  • Аагентство Jvision продано


    Как стало известно РБК daily, российская коммуникационная группа Progression приобрела агентство Jvision (ранее принадлежало медиагруппе «Живи»), специализирующееся на создании интерактивного ...

  • Звезды зажгут «Ночь пожирателей рекламы»


    Вот уже несколько лет неотъемлимой частью «Ночи пожирателей рекламы» является уникальная церемония звездного голосования AdAwards. А в прошлом году эта церемония впервые состоялась в Киеве. ...