Почему украинские потребители продолжают слепо верить сервисам коллективных скидок?
Когда акции первопроходца сервисов коллективных скидок, американской компании Groupon начали падать, ее генеральный директор Эндрю Мэйсон нанимал комедиантов для того, чтобы те писали тексты для ежедневных скидок. С момента выхода Groupon на IPO, акции компании потеряли три четверти стоимости, а рыночная капитализация снизилась на $10 млрд. В августе этого года один из «ветеранов» венчурного бизнеса Марк Андреесен принял решение выйти из капитала компании и продал часть своих акций. Казалось бы, препядствия с котировками должны отразиться на продаже скидочных купонов. Но это не воспрепядствовало американской компании продолжить отлично зарабатывать на рынках Восточной Европы, в том числе и на украинском рынке, каждогодний оборот которого по последним подсчетам скидочного агрегатора «Скидочник» оценивается в $15 млн. При всем этом, европейские и южноамериканские потребители разуверились в смысле сервиса коллективных скидок. Почему украинцы продолжают слепо веровать этой модели бизнеса и брать купоны?
Охота за скидками
CEO проекта Skidochnik.com.ua Василий Степанюк
Рассуждая о не далеком будущем украинского рынка коллективных покупок, генеральный директор компании«Покупон» Александр Ластовский в конце прошедшего года в интервью AIN.UA спрогнозировал, что он вырастет в 8-10 раз, также поделился воззрением, что на этом рынке неминуема консолидация, или в виде покупки малых игроков большими, или в виде самостоятельного ухода малых игроков с рынка. Топ-менеджер ошибся самую малость. CEO проектаSkidochnik.com.ua Василий Степанюк гласит, что на сегодня на рынке работает более 40 компаний. Несколько другими цифрами располагает директор по развитию компании «Биглион» Олег Савцов. «В начале 2012 года рынок насчитывал порядка 70 компаний», – гласит г-н Савцов. «Что касается количества скидочных веб-сайтов на рынке, то, как не удивительно, оно не только лишь не уменьшилось, но даже подросло. Практически в последние недели августа нами было получено 4 заявки на подключение новых веб-сайтов к Скидочнику», – резюмирует г-н Степанюк. По словам генерального директора компании «Групон Украина» Тенгиза Ткешелашвили, который совершенно не так давно поменял на этом посту Кена Ливера, еще годом ранее сервисы коллективных скидок в Украине появлялись и пропадали с безумной скоростью. «Теперь же этот процесс замедлился. Вероятнее всего, так как начали осознавать, что не так просто оказывать вправду высококачественный сервис. Сейчас есть 3-4 фаворита, которые делят рынок», – подытоживает г-н Ткешелашвили. При всем этом, около 60% из $650 – $700 тыс прибыли приходится на 6-7 компаний-лидеров, подсчитали в «Скидочнике.
Директор по развитию компании «Биглион» Олег Савцов
Рынок коллективных скидок в Украине, который работает по схеме поставщик услуги получает новых клиентов, клиенты – неплохую скидку, а сервис – комиссионные от поставщика, начал формироваться весной 2010 года, когда на него вышло ряд игроков, посреди которых были такие компании как «Покупон», «Город 24» и «Групон». Малость позднее в Украине запустились сервисы «Биглион» и SuperDeal, также ряд других компаний. Повсевременно возникают новые игроки, которые хотят развиваться по симпатичной бизнес-модели, но многие из их не выживают и через некое время кончают свою деятельность. Если оценивать динамику локального рынка коллективных скидок, то за последние 2 года он значительно прибавил. Около 5-6 больших компаний владеют базой подписчиков от 500 тыс до 1 млн адресатов. В тоже время, объем сделок за месяц варьируется от 150 до 200 тыс, молвят специалисты. Фактически все игроки рынка молвят о том, что в конечном итоге остается 3-5 компаний, которые и поделят меж собой вкусный пирог, называемый украинским рынком коллективных скидок. С схожей ситуацией, когда конкурентность ведется меж несколькими компаниями-лидерами, уже столкнулись такие страны как Германия, США и другие. Генеральный директор компании «Групон Украина» гласит, что главные характеристики эффективности и привлекательности для рынка являются посещаемость и величина базы подписчиков. По словам топ-менеджера, это впрямую находится в зависимости от свойства предложений. Сейчас же акции многих компаний не соответствуют реальному положению вещей.
Борьба за качество
При совершении покупки все огромную роль играет качество сервиса, которое каждый юзер ждет получить, воспользовавшись купоном на скидку. И потому на 1-ый план выходят компании, которые в состоянии его обеспечить и являются надежными поставщиками услуг. Маленький порог входа и относительная простота этого бизнеса, привели к созданию огромного количества сервисов скидок и купонов непонятного свойства. Основная неувязка сервисов коллективных скидок, как в Украине, так и в других странах Восточной Европы состоит в некачественных и непроверенных скидочных акциях. Наибольший недочет веб-сайтов, через которые продаются скидочные купоны, в том, что их управление не несет ответственности за качество услуг. Другими словами, если клиенту вначале не приглянулась предложенная акция, он может возвратить для себя цена купона. Большие игроки пробуют смотреть за качеством предлагаемых скидок. Но это сделать не всегда удается. Специалисты, как и клиенты, которые разуверились в скидочных купонах, рекомендуют для начала ознакомиться с компанией, которая реализует эти скидки, почитать отзывы, позвонить в нее и убедиться, что скидка вправду будет предоставлена. Также нужно с осторожностью относиться к скидкам в 70% – 80%, так как часто ее рыночная цена завышена.
Старший менеджер по проектам компании 180 Public Relations & Public Affairs Ира Чернявская ведает, что не единожды воспользовалась услугами сервисов коллективных скидок компаний Super Deal и «Групон Украина» и некие услуги не оправдали ее ожиданий. А именно, в одной из компаний по скидке был приобретен курс британского языка, который был совсем другого уровня. Ситуация повторилась с покупкой скидки на косметические процедуры. Вообщем, нередко покупаемый продукт либо услуга – это кот в мешке. Правила диктует торговец, который в главном будет предлагать наилучшую стоимость на собственный самый нерентабельный продукт. Соответственно, фактически всегда клиент покупает переоцененный продукт либо услугу. Также в 90% предложений, обозначенная стоимость намного выше, чем стоимость рыночная. Многие юзеры просто не ассоциируют цены на рынке, где аналогичный продукт может стоить дешевле без скидки. Не считая того необходимо отметить, что лояльность аудитории не очень велика и ресторан, например, не может быть уверенным в том, что после акции клиент возвратится назад.
Василий Степанюк верует, что в этом плане рынок стабилизируется. «Условия акций станут более обмысленными со стороны заведений-партнёров сервисов, это скажется на улучшении свойства предоставляемых услуг, а соответственно число юзеров, которые часто приобретают сертификаты на скидки будет расти», – считает CEO проекта Skidochnik.com.ua. А пока украинские потребители будут продолжать получать скидочные купоны даже, невзирая на то, что ранее они на этом обожглись. «Всему виной украинский склад ума и желание приобрести что-то по-дешевле», – подытоживает Ира Чернявская.