Политики потратят на наружную рекламу 300 млн грн
Благодаря парламентским выборам операторы рынка наружной рекламы существенно улучшат финансовые результаты. По оценке Максима Лазебника, исполнительного директора Всеукраинской рекламной коалиции, в 2012 году объем рынка наружной рекламы составит 1,45 млрд грн. Это на 45% больше, чем по итогам прошлого года.
И все благодаря парламентским выборам. «От размещения политической рекламы на щитах операторы по итогам года смогут заработать 250-300 млн грн.», – прогнозирует Лазебник. С его оценками согласен и Артем Биденко, глава Ассоциации внешней рекламы Украины.
Фактор выборов
По инфы Forbes.ua, расходы на «наружку» составляют около 20% маркетинговых бюджетов партий, которые участвуют в парламентских выборах. Больше всего средств участники выборов растрачивают на рекламу по телевидению – она «съедает» до 50% маркетинговых бюджетов. По сопоставлению с президентской кампанией 2010 г. расходы участников выборов на внешную рекламу возросли на 10-15%.
Сначала это разъясняется тем, что в сегодняшних выборах участвуют как партии, так и кандидаты, которые баллотируются по мажоритарным округам. В отличие от партий, мажоритарщики растрачивают существенно меньше средств на телевидение, предпочитая ей рекламу в региональной прессе и «наружку». Расходы на последнюю составляют около четверти маркетингового бюджета кандидатов по мажоритарным округам.
В Украине более 80 000 щитов для размещения внешней рекламы. По оценке Сергея Смоляра, директора исследовательской компании Doors Consulting, по состоянию на 25 августа под политическую рекламы были задействованы выше 16 000 бордов. Для сопоставления, в конце июля под политическую рекламу было задействовано около 10 000 бордов. Он предсказывает, что намедни выборов рекламой партий и мажоритарщиков будет занят каждый 4-ый щит.
Но далековато не вся реклама будет оплачена. «Рекламщики именуют внешную рекламу «мэрским бизнесом». Так как в Украине нет городка, в каком бы бюрократы мэрии не обладали определенным количеством бордов либо компанией, которая занимается внешней рекламой. Благодаря этому они могут располагать рекламу партий и кандидатов, которых поддерживают, фактически бесплатно», – гласит Лазебник.
Цены и посредники
Операторы внешней рекламы официально тему сотрудничества с партиями и кандидатами не комментируют. Но неофициально говорят последующее: на данный момент политическая реклама стоит незначительно дороже обыкновенной. В Киеве аренда борда размером 3 на 6 метров стоит в среднем 3500 грн. за месяц. Размещение политической рекламы обойдется в 5500 грн. Обстоятельств несколько. Во-1-х, спрос хоть и некординально, но превосходит предложение. Во-2-х, размещение политической рекламы связано с рисками. Ведь соперники партии либо кандидата могут разрушить маркетинговый щит либо убить плакат.
Во время прошлых выборов в Верховную Раду политическая реклама стоила в 2-3 раза дороже обыкновенной. Тогда у компаний-операторов было меньше щитов, потому спрос в разы превосходил предложение. Не считая того, тогда арендой площадей занимались члены избирательных штабов партий. Рассчитывались они далековато не всегда. «Не зависимо от того, побеждала партия на выборах либо проигрывала, вытребовать у нее средства было проблематично. Ведь проигравшие гласили, что у их не осталось средств, а фавориты получали власть и не торопились платить по долгам. Потому мы добивались 100% предоплаты», – поведал Forbes.ua менеджер компании-оператора рынка рекламы на критериях анонимности.
По его словам на данный момент ситуация поменялась – многие партии сами не занимаются размещением рекламы, а поручают это маркетинговым агентствам, это значительно понизило опасности. К примеру, размещением щитов с рекламой Коммунистической партии Украины занимается компания Master ad Ukraine, а Партия Регионов пользуется услугами компании GroupM.
Партии перечисляют средства компаниям-подрядчикам, а те сами занимаются арендой бордов, и ее оплатой. Далековато не все партии пользуются услугами проф криэйторов для разработки маркетинговых плакатов. Понятно, что КПУ наняло для этих целей компанию AITI/Carat. В свою очередь Партия Регионов услугами криэйторов не воспользовалась, эту функцию исполняли члены партий.
Кто больше
В сегодняшнем году ранее всех располагать рекламу на щитах и билбордах начали Партия Регионов и КПУ. 1-ая сокрытая реклама этих партий на бордах появилась еще в январе сегодняшнего года. На данный момент они фавориты по количеству щитов. По подсчетам Смоляра, к концу августа ПР арендовала практически 5000 плоскостей, а КПУ – немногим больше 2 000 в 30 огромнейших городках страны.
В марте началась маркетинговая компания Натальи Царской, а в апреле стартовала маркетинговая кампания партии Царской «Украина – вперед!». Ее реклама находится на 613 носителях.
Оппозиционные партии начали располагать рекламу в мае, но необыкновенную активность показали в августе.К началу сентября «Батьківщина» арендовала практически 1200 бордов, УДАР – 560, а «Свобода» Олега Тягныбока присутствовала на 21 носителе.