Европейцев защитят от недобросовестной рекламы
Реклама продуктов, вводящая потребителей в заблуждение, теперь практически исчезнет с экранов телевизоров и биллбордов в Европе. Европарламент одобрил постановление, которое запрещает использование 1600 рекламных слоганов, обещающих волшебное оздоровление в результате поедания йогуртов, творожков, мармелада и хлебцев. Рассказывать об этом населению можно будет лишь в том случае, если польза от продукта научно доказана.
Заступники прав европейских потребителей торжествуют: в наиблежайшие месяцы львиная толика рекламы товаров питания, вводящей потребителя в заблуждение, пропадет. Комитет по защите потребителей Европарламента одобрил вчера предложение Еврокомиссии о запрете слоганов, заявляющих о полезности данных продуктов для здоровья. В перечне разрешенных их осталось немногим более 200.
Подготовка данного регулирования началась еще в 2006 году, но очень затянулась, потому что в Европейское агентство по безопасности товаров питания (EFSA) было подано огромное количество заявок. В последнее время Еврокомиссия опубликует перечень счастливчиков. У проштрафившихся производителей будет полгода, чтоб удалить нелегальные слоганы из всех видов рекламы.
Под запретом оказалась реклама всех йогуртов с пробиотиками. С этого момента потребителей не будут убеждать в том, что они «полезны для иммунитета» и «укрепляют защитные силы организма». По воззрению еврочиновников, полезность ни 1-го из так именуемых живых йогуртов для иммунитета и пищеварения не подтверждена. Также производителям будет запрещено говорить о полезности для здоровья жиров, соли и сахара, содержащихся в продуктах. А вот о том, что бутилированная вода «помогает поддерживать обычное функционирование тела и мозга», говорить можно – правда, должно быть добавлено «при условии употребления более 2 л в день».
Производители хотят выполнить требования чиновников, хотя и считают их несправедливыми. «Мы отозвали свои заявления относительно нужных параметров наших пробиотических товаров в связи с тем, что на сегодня EFSA не одобрило ни 1-го заявления о полезности пробиотиков из 329 поданных разными производителями. И это невзирая на то, что большая часть этих заявлений доказано научным и мед обществом в почти всех странах, включая Канаду, Бразилию, Японию, Россию и другие. Также многие заявления были ранее доказаны и в Европе, но в реальный момент EFSA их оспаривает. Одна из обстоятельств, почему это происходит, связана с тем, что заявления о полезности пробиотиков основаны на новых научных познаниях и пока не найден консенсус в отношении нужной доказательной базы», – поведала РБК daily директор по связям с общественностью и муниципальными органами «Danone-Юнимилк» Марина Балабанова.
Что все-таки касается Рф, то тут западные производители продовольствия ощущают себя очень вольготно и, судя по всему, слоганы поменять не собираются. По словам председателя правления Столичного общества защиты прав потребителей Надежды Головковой, в нашей стране на реальный момент ни один госорган не занимается проверкой соответствия маркетинговых обещаний о полезности научно доказанным фактам. «Для таковой заботы о потребителях нет ни средств, ни людей», – отметила она. Более того, антимонопольный комитет далековато не всегда смотрит за соблюдением даже действующего законодательства о рекламе, не говоря уж о том, чтоб заносить предложения о его ужесточении.