Магазины дьюти-фри и кафе в аэропортах обложат новым налогом

02-09-2013

Компании работающие в аэропортах могут обязать отдавать процент от выручки. Деньги пойдут на финансирование аэропортовой инфраструктуры
 

Фото: REUTERS/Tami Chappell

Правительство продолжает искать способы привлечения денег на развитие инфраструктуры, в частности, Московского авиаузла (МАУ). По мнению власте один из способов решения дефицита финансирования – регулирование различных сборов в аэропортах. Одна из мыслях — введение платы для компаний, работающих в аэропорту.

По данным «Известий», правительство рассматривает возможность введения платы за доступ к аэродромной инфраструктуре — ее предлагается взимать за право ведения бизнеса в аэропорту и на прилегающих к нему территориях. Инициатива высказана в письме, посвященном совершенствованию системы регулирования тарифов в МАУ, которое вице-премьер Аркадий Дворкович в конце марта направил президенту Владимиру Путину (копия есть в распоряжении «Известий»). «Размер и виды сбора могут быть различны зависимо от технологии работы и наличия критерий для развития бизнеса в зоне аэродромной инфраструктуры», — говорится в документе. Практически это значит введение налога, который будет взиматься с компаний, работающих в аэропорту. В письме вице-премьера обозначено, про сбор может рассчитываться в виде процента от выручки. Вопрос доверено дополнительно проработать Федеральной службе по тарифам (ФСТ).

Представитель Игоря Шувалова, который курирует в правительстве вопросы развития МАУ, не стал комментировать инициативу, отметив только, что «работа по обозначенным вопросам в рамках сотворения и развития МАУ продолжается». В ФСТ также сказали, что мысль пока находится на стадии проработки.

— Вопрос необходимости введения схожей платы будет проработан до конца июня. В текущее время дискуссируются не определенные характеристики, а необходимость введения сбора в принципе, — объяснил представитель ФСТ.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров отмечает, что мысль способна дать полезный эффект. Если аэропорт сумеет получать больше дохода от неавиационной деятельности (предоставление дополнительных услуг и сервисов пассажирам), это дозволит бросить уровень сборов с авиакомпаний на применимой планке. Соответственно, снизится финансовая нагрузка на конечную стоимость  билета. Эксперт выделил, что забугорные аэропорты получают до 70% прибыли от неавиационных услуг и развивают их еще активнее.

— Забугорные операторы еще активнее, чем наши, строят в аэропортах гостиницы, паркинги, даже кинозалы, потому что получают от этого больше прибыли, — отмечает эксперт.

На данный момент в аэропорты приходят новые операторы. К примеру, холдинг «Росинтер Ресторантс» в 2013 году планируется открыть сходу три точки «демократичного» питания в «Шереметьево» (кафе Burger King, «Елки-палки», McDonald’s). . 

— Любые дополнительные налоги, будь то ресторанный бизнес, ритейл либо другие услуги, в конечном счете могут лечь на плечи потребителя, — отмечают в компании.

Операторы магазинов беспошлинной торговли также не в экстазе от инициативы правительства. Как гласит представитель 1-го из больших операторов, предложение властей поражает, потому что магазины дьюти-фри уже на данный момент работают на критериях концессионных договоров аренды. Это значит, что ставка рассчитывается в виде процента от оборота, но не ниже мало допустимого уровня арендной платы за 1 кв. м. Эта обмолвка приводит к тому, что магазин должен платить в среднем $250–300 за 1 кв. м за месяц, даже если понижается пассажиропоток и, соответственно, проходимость магазинов.

— Справедливым размером концессии мы считаем 15% от оборота. Но в ближайшее время аппетиты аэропортов по увеличению выручки от «неавиационной» деятельности резко вырастают, потому всё почаще наблюдаются концессии в размере 22–32%, — отмечает собеседник газеты. Он подчеркивает, что в последние годы уже несколько больших компаний-операторов заявляли об убыточности.

Как отмечает независящий авиационный эксперт Андрей Крамаренко, средства на развитие инфраструктуры можно было бы отыскивать из числа тех сборов, которые уже выплачиваются операторами, — аренды и налогов. Если дополнительные средства нужны, то было бы логичнее перераспределить нужные суммы меж другими сборами, считает он.

— Вопрос о нехватке в бюджете средств на развитие инфраструктуры — достаточно спорный. А именно, понятно, что хотя средства на строительство независящей полосы в Домодедово не нашлись, средства на полосу в Шереметьево выделяются, — отмечает Крамаренко.

Источник в отрасли отмечает, что хотя мысль может привлечь средства на развитие инфраструктуры, она навряд ли будет одобрена. Введение нового налога на «аэропортовых» бизнесменов в обсуждаемом на данный момент виде заместо понижения, напротив, приведет к росту цен на авиабилеты.

— Сразу с кафе и магазинами беспошлинной торговли сбор коснется топливозаправочных компаний и структур, занимающихся бортовым питанием. Расходы лягут на авиакомпании, и это приведет как раз к росту цен на билеты, — отмечает источник.

В письме Аркадия Дворковича президенту изложены и другие идеи по изменению регулирования в целях сотворения дополнительных источников финансирования для развития инфраструктуры МАУ. Посреди их — установление единой методики расчета арендной ставки и переход на долгосрочное тарифообразование в рамках аэропортовых сборов.

Развитию инфраструктуры МАУ в ближайшее время уделяется много внимание, в том числе в связи с подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года. Согласно ФЦП «Развитие транспортной системы Рф (2010–2015 годы)», на реконструкцию аэропортов МАУ выделяется более 40 миллиардов рублей, но этого, похоже, недостаточно.

Похожие статьи: