Бизнесмены с помощью YouTube зарабатывают на общественном достоянии
Компания «Квиз Груп» заявила права на старые киноленты и ряд видеороликов. Эксперты уверяют, что из-за примененной YouTube системы стало возможным использовать мошеннические схемы
ООО «Квиз Груп» зарегистрировало на себя права на видеоролики, которые размещены на принадлежащем Google сервисе YouTube и являются общественным достоянием. В результате от демонстрации данных видеороликов компания получает прибыль через систему разделения доходов от рекламы на YouTube. В свою копилку «Квиз Груп» записывала как русские киноленты, так и трейлеры современных кинофильмов.
Заявить свои права на видеоматериал не так трудно – для этого нужно зарегистрировать для себя на YouTube так именуемый бизнес-аккаунт, который дает возможность правообладателям получать средства от рекламы на YouTube. Чем больше роликов поглядят юзеры, тем больше средств получает «правообладатель». При всем этом, открыв бизнес-аккаунт, неважно какая компания может предъявлять права на хоть какой видеоконтент, и проверка реальности прав происходит только выборочно – YouTube в хоть какой момент времени может затребовать доказательство прав на хоть какой видеофайл. «Квиз Груп» действовала конкретно по таковой схеме – аккредитовалась у Гугл и стала заявлять права на разные киноленты.
- Они заявили права на трейлер к кинофильму, который выйдет в прокат в новогодние каникулы. На это они не имели никаких прав, потому что права на этот ролик от создателя кинофильма – компании Enjoy Movies – получили всего три компании, посреди которых нет «Квиз Груп», – пеняет Арташес Андреасян, директор компании VMA, также получившей права на трейлер. – Не считая того, на этом трейлере они крутят баннерную рекламу, чего в принципе быть не должно, потому что мы условились меж собой, что зарабатывать на нем до выхода кинофильма в прокат не будем.
При всем этом в компании «Квиз Груп» говорят, что права на этот трейлер у их все-же есть.
- У нас есть контракт, но еще не на бумаге, он у нас в процессе подписания. Мы эти права получили от человека, который, в свою очередь, получил их от компании Enjoy Movies. Человек, который нам передал права, Николай Крок, сделал на YouTube канал RusMovies, на котором находится трейлер к кинофильму. Мы этот канал подключили к собственному бизнес-аккаунту как официальный партнер Гугл, – заявили в компании «Квиз Груп». – У нас все подкреплено лицензионными договорами с приложением, где прописаны все произведения. Но здесь вопрос не в договоре, а в правах. Мы удостоверились в том, что у их есть договоренности, и запустили подписание этого контракта. Они могут или подписать этот контракт в качестве приложения к договору с каналом Enjoy Movies, или составить отдельный.
По словам музыкального продюсера кинофильма, ни одна из организаций, которым было дано право демонстрации промоматериала, не уполномочена заявлять на него эксклюзивные права и монетизировать его. Единственная компания, с которой согласована монетизация, – VMA (копия контракта Enjoy Movies с ООО «ВМА» есть в распоряжении «Известий»).
По словам Андреасяна, «Квиз Груп» не один раз прибегала к вышеперечисленной схеме – к примеру, они предъявили права на видеоклип «Медведева забибикали», который чуть раньше употреблялся для раскрутки канала VMA на YouTube. В «Квиз Груп» затруднились доказать предъявление прав на данный видеоклип, предположив, что могли подписать контракт с физическим лицом, на канале которого мог оказаться этот ролик.
Не считая того, «Квиз Груп» заявила права на киноленты «Василиса Прекрасная» (1939), «Волга-Волга» (1938), «Вратарь» (1936), «Чапаев» (1934), «Ленин в 1918» и другие. Согласно действующему законодательству, киноленты, сделанные до 1941 года включительно, числятся перешедшими в публичное богатство. Представитель «Квиз Груп» объяснил «Известиям», что все права им передают те компании, с которыми они заключают контракт, в этом случае права на картины им передала Ассоциация DVD-издателей.
Официальный дилер Ассоциации DVD-издателей Владислав Дьяченко затруднился сказать, передавали они «Квиз Груп» права на эти киноленты либо нет.
- Чтоб сказать точно, нужно поглядеть договоры по определенным фильмам. Для того чтоб использовать кинофильм, его можно без разрешения правообладателей взять и переработать: вложить свои средства в этот кинофильм, к примеру в переозвучку, субтитры либо реставрацию. Тем создается отдельный объект смежных прав, – объясняет он. – Вы вложили в него средства и получили конечный продукт, который охраняется авторским правом.
Через некое время представитель «Квиз Груп» связался с «Известиями» и уточнил, что права на старенькые киноленты им передали не в Ассоциации DVD-издателей, а в Гостелерадиофонде. В Гостелерадиофонде «Известиям» заявили, что вправду сотрудничают с компанией «Квиз Груп», но предоставляют только киноленты, снятые для телевидения. О передаче прав на картины, которые являются публичным достоянием, речи быть не может, выделили представители Гостелерадиофонда.
По воззрению Андреасяна, из-за примененной YouTube системы стало может быть использовать жульнические схемы.
- Мы не можем отыскать в YouTube технологию, по которой мы могли бы запросить контракт с тем, кто снимал тот либо другой ролик, – считает он. – Выходит, что кто угодно может зарегистрировать бизнес-аккаунт, подать заявку на получение права на хоть какое видео.
Представители компании Гугл, которой принадлежит видеохостинг YouTube, пояснили, что если обладатель контента злоупотребляет системой Content ID, заявляя права на видео, которое ему не принадлежит, то YouTube принимает конструктивные меры прямо до блокирования его аккаунта.